1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ И СПЕЦТЕХНИКЕ.

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ) СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

3. ТРАСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ДТП.

   ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ И СПЕЦТЕХНИКЕ.

   Консультационное заключение готовится на основании Совместного приказа Министерства транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан от 20 июля 2001г № 226-I и Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 16 июля 2001г № 176 «Об утверждении Правил по нормированию расхода топливо-смазочных и эксплуатационных материалов для автотранспортной техники». От 11 августа 2009г Постановлением Правительства Республики Казахстан были внесены изменения в «Правила по нормированию ГСМ и расходов на содержание автотранспорта». 
Настоящие Правила разработаны для определения потребности хозяйствующих субъектов в автомобильном топливе и смазочных материалов, усиления режима экономии и контроля за рациональным использованием топлива и ГСМ, а также производства анализа и ведения его учета.

   1. Нормирование расхода топлива.
   Базовая норма расхода топлива Нб, представляет собой линейную норму л. на км пробега (или кг топлива на 1 ч единицу времени или работы спец.техники) и определяется для каждой конкретной модели автотранспортного средства или спец.техники. Обязательно проверяется по программе VIN-кода соответствие объема двигателя по данным свидетельства регистрации и программы кода кузова. Линейную норму принимаем также из европейских каталогов конкретно для каждой модели по технической характеристики Завода Изготовителя. (справочная информация во многих каталогах принята по Европейскому стандарту-изготовитель рекомендует три значения расхода топлива городской/трассовый/смешанный, поэтому при пользовании данных каталогов необходимо просчитать линейную норму с учетом данной специфики). 
   Линейная норма по Правилам должна быть откорректирована с учетом Специфических условий эксплуатаций транспортных средств – индивидуальными поправочными коэффициентами (суммарная относительная поправка к расходу топлива Кz — принимается алгебраическая сумма всех применяемых поправочных коэффициентов). 

   1.1 Ккл-коэффициент, учитывающий климатические условия эксплуатации.
   При эксплуатации автотранспортной и специальной техники в холодное время года расход топлива увеличивается. Величины поправочных коэффициентов Ккл определяются климатическими зонами, а продолжительность среднемесячной температурой. 

   Табл. № 1

ЗоныОбласти, регионыКкл
АДжамбульская, Мангистауская, Южно-КазахстанскаяДо 5,0%
с 15.XI по 15.III
BАлматинская, Атырауская, КызылординскаяДо 10,0% 
с 01.XI по 31.III
CАкмолинская, Кустанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская,
Западно-Казахстанская
До 15,0% 
с 01.XI по 01.IV

   1.2 К1-коэффициент, учитывающий городские условия эксплуатации.
   При эксплуатации автотранспортной техники в городах с высокой плотностью дорожного движения расход ГСМ увеличивается пропорционально его плотности. 

   Табл. № 2

Города с населениемК1, %
До 200 тыс.человекДо 3,0%
От 200 тыс. до 600 тыс. человекДо 5,0%
От 600 тыс до 1,0 млн. человекДо 8,0%
Свыше 1,0 млн. человекДо 10,0%

   1.3 К2-коэффициент, учитывающий эксплуатацию в горных условиях (высота над уровнем моря). 

   Табл. № 3

Высота над уровнем моря, мК2, %
До 500До 3,0%
От 500 до 1000До 5,0%
От 1000 до 1500До 8,0%
От 1500 до 2000До 11,0%
От 2000 до 2500До 14,0%
От 2500 до 3000До 17,0%
Свыше 3000До 20,0%
Например:
   В зависимости от высоты над уровнем моря, г.Алматы делится на три зоны. Первая – район «ниже» пр.Райымбека, вторая – до пр.Абая, и третья – «выше» пр.Аль-Фараби. Среднее значение коэффициента К2 для г. Алматы будет рассчитано следующим образом:

   1.4 Переводной коэффициент с кВт в л.с-3,36 (применительно к данным свидетельства о регистрации тс в исходных данных). 
   1.5 Переводной коэффициент по бензину с АИ-96S на АИ-93, К-1,15, с АИ-96S на АИ-92, К1,2 с АИ-96N на АИ-93, К-1,1, с АИ-96N на АИ-92, К-1,05 (дополнительная надбавка по расходу топлива используется, если октановое число бензина не соответствует рекомендации Завода Изготовителя). 
   1.6 Кi-коэффициент, учитывающий эксплуатацию в городских условиях: 
   – Кi1-коэффициент, учитывающий работу тс, требующие частые технологические остановки (более чем1 остановка на 1 км пути). 
   – Кi2-коэффициент, учитывающий движение транспортных средств по дорогам со сложным профилем (более 5 закруглений радиусом менее 4 метров на 1 км пути). 
   – Кi6-коэффициент движении тс по бездорожью (бездорожье – показатель качества дорожного полотна, для движения тс). 
   – Кi9-коэффициент, учитывающий наличие кондиционера или климат-контроля. 
   1.7 Переводной коэффициент мили в км – 1,609. 
   1.8 При простоях автотранспортной техники, устанавливается дополнительный нормируемый расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега (необходим при технологическом процессе, когда отключение двигателя невозможно). 
   Выше представлены предельные значения различных поправочных коэффициентов, надбавок к расходу топлива и норм расхода ГСМ. Принимая во внимание многообразие условий эксплуатации автотранспортной и специальной техники на территории Республики Казахстан, допускается в каждом регионе в конкретном случае устанавливать индивидуальные значения применяемых поправочных коэффициентов, надбавок к расходу топлива и норм расхода смазочных материалов, не превышающих, однако, установленных настоящими Правилами. 
   Для специальной техники нормируемое значение расхода топлива Qн рассчитывается по расходу топлива на работу специального оборудования л/час (кг/час) к общему времени работы спец.техники в час. 
   На основании «Инструкции о порядке использовании бензинов» №308 от 6.04.2000г., переводной коэффициент (по плотности) кг в л бензин – 1,37, кг в литр дизтопливо – 1,3.

2. Нормирование расхода смазочных материалов.
   Нормы смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливается в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100м3) нормируемого значения расхода топлива. 
   Нормы расхода смазочных материалов снижаются на 50,0% для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет. Нормы расхода смазочных материалов увеличивается на 20,0% для автотранспортных средств и специальной техники, находящийся в эксплуатации более 8 лет. 
   Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта. 
   Переводной коэффициент (по плотности )литры в кг масла 0,935. 

3. Нормирование пробега автомобильных шин.
   Помимо гарантийных, для автомобильных шин устанавливаются эксплуатационные нормы пробега, в течении которого должны обеспечиваться условия безопасной эксплуатации автотранспортных средств и специальной техники, согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан и Правилам технической эксплуатации соответствующей техники. По достижении эксплуатационной нормы пробега допускается производить восстановление протектора или списание в случае непригодности. 
   Под эксплуатационной нормой подразумевается пробег шины в километрах (или наработка в часах) до снятия с транспортного средства по одной из следующих причин: 
   3.1 Износ рисунка протектора достиг минимально допустимой высоты или появления индикаторов износа п 5.1 Правил дорожного движения для легковых – 1,6 мм, грузовых – 1,0 мм, автобусов – 2,0 мм. 
   3.2 Возникли дефекты производственного или эксплуатационного характера исключают возможность дальнейшей эксплуатации шины по условиям обеспечения безопасности. 
   Эксплуатационные нормы пробега шин базовых моделей автомобилей различного типа приняты для I и II категории эксплуатации в климатических условиях РК. 
   * I и II категории эксплуатации – дороги с твердым или облегченным типом покрытия, на равнинной (2000м над уровнем моря), за пределами населенных пунктов или в городах с населением до 100 тыс. чел. 
   * III категория эксплуатации – дороги с твердым, облегченным или гравийным типом покрытия на равнинной или горной местности (свыше 2000м над уровнем) или в городах с населением более 100 тыс.км. 
   Эксплуатационная норма корректируется результирующим коэффициентом путем перемножения отдельных коэффициентов по табл. Настоящих Правил.