1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ И СПЕЦТЕХНИКЕ.
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ) СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.
3. ТРАСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ДТП.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ И СПЕЦТЕХНИКЕ.
Консультационное заключение готовится на основании Совместного приказа Министерства транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан от 20 июля 2001г № 226-I и Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 16 июля 2001г № 176 «Об утверждении Правил по нормированию расхода топливо-смазочных и эксплуатационных материалов для автотранспортной техники». От 11 августа 2009г Постановлением Правительства Республики Казахстан были внесены изменения в «Правила по нормированию ГСМ и расходов на содержание автотранспорта».
Настоящие Правила разработаны для определения потребности хозяйствующих субъектов в автомобильном топливе и смазочных материалов, усиления режима экономии и контроля за рациональным использованием топлива и ГСМ, а также производства анализа и ведения его учета.
1. Нормирование расхода топлива.
Базовая норма расхода топлива Нб, представляет собой линейную норму л. на км пробега (или кг топлива на 1 ч единицу времени или работы спец.техники) и определяется для каждой конкретной модели автотранспортного средства или спец.техники. Обязательно проверяется по программе VIN-кода соответствие объема двигателя по данным свидетельства регистрации и программы кода кузова. Линейную норму принимаем также из европейских каталогов конкретно для каждой модели по технической характеристики Завода Изготовителя. (справочная информация во многих каталогах принята по Европейскому стандарту-изготовитель рекомендует три значения расхода топлива городской/трассовый/смешанный, поэтому при пользовании данных каталогов необходимо просчитать линейную норму с учетом данной специфики).
Линейная норма по Правилам должна быть откорректирована с учетом Специфических условий эксплуатаций транспортных средств – индивидуальными поправочными коэффициентами (суммарная относительная поправка к расходу топлива Кz — принимается алгебраическая сумма всех применяемых поправочных коэффициентов).
1.1 Ккл-коэффициент, учитывающий климатические условия эксплуатации.
При эксплуатации автотранспортной и специальной техники в холодное время года расход топлива увеличивается. Величины поправочных коэффициентов Ккл определяются климатическими зонами, а продолжительность среднемесячной температурой.
Табл. № 1
Зоны | Области, регионы | Ккл |
А | Джамбульская, Мангистауская, Южно-Казахстанская | До 5,0% с 15.XI по 15.III |
B | Алматинская, Атырауская, Кызылординская | До 10,0% с 01.XI по 31.III |
C | Акмолинская, Кустанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Западно-Казахстанская | До 15,0% с 01.XI по 01.IV |
1.2 К1-коэффициент, учитывающий городские условия эксплуатации.
При эксплуатации автотранспортной техники в городах с высокой плотностью дорожного движения расход ГСМ увеличивается пропорционально его плотности.
Табл. № 2
Города с населением | К1, % |
До 200 тыс.человек | До 3,0% |
От 200 тыс. до 600 тыс. человек | До 5,0% |
От 600 тыс до 1,0 млн. человек | До 8,0% |
Свыше 1,0 млн. человек | До 10,0% |
1.3 К2-коэффициент, учитывающий эксплуатацию в горных условиях (высота над уровнем моря).
Табл. № 3
Высота над уровнем моря, м | К2, % |
До 500 | До 3,0% |
От 500 до 1000 | До 5,0% |
От 1000 до 1500 | До 8,0% |
От 1500 до 2000 | До 11,0% |
От 2000 до 2500 | До 14,0% |
От 2500 до 3000 | До 17,0% |
Свыше 3000 | До 20,0% |
Например: В зависимости от высоты над уровнем моря, г.Алматы делится на три зоны. Первая – район «ниже» пр.Райымбека, вторая – до пр.Абая, и третья – «выше» пр.Аль-Фараби. Среднее значение коэффициента К2 для г. Алматы будет рассчитано следующим образом: |
1.4 Переводной коэффициент с кВт в л.с-3,36 (применительно к данным свидетельства о регистрации тс в исходных данных).
1.5 Переводной коэффициент по бензину с АИ-96S на АИ-93, К-1,15, с АИ-96S на АИ-92, К1,2 с АИ-96N на АИ-93, К-1,1, с АИ-96N на АИ-92, К-1,05 (дополнительная надбавка по расходу топлива используется, если октановое число бензина не соответствует рекомендации Завода Изготовителя).
1.6 Кi-коэффициент, учитывающий эксплуатацию в городских условиях:
– Кi1-коэффициент, учитывающий работу тс, требующие частые технологические остановки (более чем1 остановка на 1 км пути).
– Кi2-коэффициент, учитывающий движение транспортных средств по дорогам со сложным профилем (более 5 закруглений радиусом менее 4 метров на 1 км пути).
– Кi6-коэффициент движении тс по бездорожью (бездорожье – показатель качества дорожного полотна, для движения тс).
– Кi9-коэффициент, учитывающий наличие кондиционера или климат-контроля.
1.7 Переводной коэффициент мили в км – 1,609.
1.8 При простоях автотранспортной техники, устанавливается дополнительный нормируемый расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега (необходим при технологическом процессе, когда отключение двигателя невозможно).
Выше представлены предельные значения различных поправочных коэффициентов, надбавок к расходу топлива и норм расхода ГСМ. Принимая во внимание многообразие условий эксплуатации автотранспортной и специальной техники на территории Республики Казахстан, допускается в каждом регионе в конкретном случае устанавливать индивидуальные значения применяемых поправочных коэффициентов, надбавок к расходу топлива и норм расхода смазочных материалов, не превышающих, однако, установленных настоящими Правилами.
Для специальной техники нормируемое значение расхода топлива Qн рассчитывается по расходу топлива на работу специального оборудования л/час (кг/час) к общему времени работы спец.техники в час.
На основании «Инструкции о порядке использовании бензинов» №308 от 6.04.2000г., переводной коэффициент (по плотности) кг в л бензин – 1,37, кг в литр дизтопливо – 1,3.
2. Нормирование расхода смазочных материалов.
Нормы смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливается в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100м3) нормируемого значения расхода топлива.
Нормы расхода смазочных материалов снижаются на 50,0% для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет. Нормы расхода смазочных материалов увеличивается на 20,0% для автотранспортных средств и специальной техники, находящийся в эксплуатации более 8 лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта.
Переводной коэффициент (по плотности )литры в кг масла 0,935.
3. Нормирование пробега автомобильных шин.
Помимо гарантийных, для автомобильных шин устанавливаются эксплуатационные нормы пробега, в течении которого должны обеспечиваться условия безопасной эксплуатации автотранспортных средств и специальной техники, согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан и Правилам технической эксплуатации соответствующей техники. По достижении эксплуатационной нормы пробега допускается производить восстановление протектора или списание в случае непригодности.
Под эксплуатационной нормой подразумевается пробег шины в километрах (или наработка в часах) до снятия с транспортного средства по одной из следующих причин:
3.1 Износ рисунка протектора достиг минимально допустимой высоты или появления индикаторов износа п 5.1 Правил дорожного движения для легковых – 1,6 мм, грузовых – 1,0 мм, автобусов – 2,0 мм.
3.2 Возникли дефекты производственного или эксплуатационного характера исключают возможность дальнейшей эксплуатации шины по условиям обеспечения безопасности.
Эксплуатационные нормы пробега шин базовых моделей автомобилей различного типа приняты для I и II категории эксплуатации в климатических условиях РК.
* I и II категории эксплуатации – дороги с твердым или облегченным типом покрытия, на равнинной (2000м над уровнем моря), за пределами населенных пунктов или в городах с населением до 100 тыс. чел.
* III категория эксплуатации – дороги с твердым, облегченным или гравийным типом покрытия на равнинной или горной местности (свыше 2000м над уровнем) или в городах с населением более 100 тыс.км.
Эксплуатационная норма корректируется результирующим коэффициентом путем перемножения отдельных коэффициентов по табл. Настоящих Правил.